Дух Пророчества о Трех Личностях Божества Автор: Елена Уайт

О ЧЕМ В ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ
ПИСАЛА И УЧИЛА ВЕСТНИЦА ГОСПОДА?

Некоторые противники адвентистского вероучения о трех личностях Божества заявляют о том, что тем утверждениям Елены Уайт, в которых она явно поддерживает это учение, верить нельзя, или что это, якобы, не отражает точно того, о чем она в действительности писала и учила. Эти люди утверждают, что принимают пророческие письма Елены Уайт, но они подвергают сомнению подлинность ее утверждений, в которых она подтверждает веру церкви в три отдельные, cо-вечные, полностью божественные личности – Отца, Сына и Святого Духа. 

Данное исследование имеет перед собой задачу определить подлинность (достоверность) ключевых заявлений Елены Уайт в свете доступных первоисточников.

Мы хотим также ясно заявить,
что основополагающая вера церкви в три личности Божества
основана не на письмах Елены Уайт,
но на таком же понимании БИБЛЕЙСКОЙ истины, какое имела и она!

"Третья личность Божества"
Для большинства адвентистов тех утверждений Елены Уайт, которые сделаны в статьях периодических изданий и книгах, вполне достаточно для того, чтобы понять ее учение по этому вопросу. 

В книге Желание Веков она пишет: "Греху можно сопротивляться и противостоять только благодаря могущественной помощи (син. «посредничеству») Третьей личности Божества, которая придет не в видоизмененной энергии, но в полноте божественной силы" (с.671). Это именно то, как читался этот текст, начиная с самой первой его публикации в 1898 году (см. Ссылки и примечания в конце).
Однако противники явно избегают понимать этот текст точно так, как он написан: что есть три отдельные личности в Божестве. Какие же они для этого используют приемы?
Во-первых, они намекают на то, что данное высказывание, скорее всего, оказалось в книге Желание Веков не благодаря Елене Уайт, а благодаря влиянию ее помощников (или Г. Лэйкея или У. Прескотта).1
Во-вторых, они уверяют, что слова "третья личность" в оригинале 1898 года не были написаны с заглавной буквы.2
В-третьих, предполагается, что поскольку Святой Дух – это просто "Дух (присутствие) Отца или Христа", следовательно слова "другой Утешитель" просто означают результирующее влияние этих двух личностей (Отца и Сына), а не какую-то там отдельную "третью личность Божества".3
Поскольку первые два утверждения подвергают сомнению подлинность (достоверность) текста оригинала, то именно ими мы и займемся в данном исследовании.
Итак, благодаря кому в Желании Веков оказалось утверждение о "третьей личности Божества"? Имеется ли оригинальная рукопись Елены Уайт, подтверждающая, что это именно она сама написала это место?

Мы часто получаем от людей подобные вопросы. Однако, когда мы говорим им, что Елена Уайт не писала главы этой книги обычным письмом (от руки), как например она написала книгу Путь ко Христу, то многие тому удивляются. Она конечно же являлась автором самого текста этой книги, однако большинство материалов, включенных в главы, в том виде, как мы их имеем, был составлен из ее многочисленных более ранних работ, включая ее проповеди, письма, и статьи.4 Поэтому, для того, чтобы найти оригинальную рукопись любого текста из данной книги, мы должны прежде всего определить его первоисточник.
Что же является первоисточником того предложения, которое записано на 671 странице книги Желание Веков?
Мы находим его в письме Елены Уайт – "Моим братьям в Америке," которое было написано 6-го февраля 1896 года. Во втором абзаце она написала: "Зло увеличивалось в течение многих столетий, и может быть ограничено и преодолено только могущественной силой Святого Духа, третьей личности Божества, которая приходит не в видоизмененной энергии, но в полноте божественной силы".5 Копии этого письма были посланы из Австралии церковным руководителям в Батл-Крике, после чего президент Генеральной Конференции О. Олсен опубликовал его в следующем году (1897) в брошюре, распространенной среди церковных руководителей и служителей (Особые свидетельства, №10, стр. 25-33). Это является еще одним доказательством подлинности того, о чем мы читаем в Желании Веков.
На фотокопии №1 показана первая страница этого письма. Во втором абзаце ключевое предложение выделено скобками.
Скептик может спросить: а откуда нам известно, что это письмо действительно было написано самой Еленой Уайт? Может это не она его написала?
Фотокопия №1. Письмо 8, 1896, с. 1.

Елена Уайт редко сохраняла оригиналы своих писем после того, как только они были опубликованы и получали ее одобрение. Однако относительно этого письма рукописный оригинал является существующим. К тому же имеются и другие доказательсва его подлинности.
Обратите внимание на поля и свободные места страниц оригинала (см. фотокопию №2), где можно увидеть заметки, сделанные от руки.
Фотокопия №2. Письмо 8, 1896, стр. 6.

Елена Уайт часто их добавляла после просмотра и чтения своих документов. Следовательно, мы имеем твердое основание верить, что интересующее ключевое предложение в книге Желание Веков никак не проскользнуло мимо глаз самой Елены Уайт при работе над рукописью книги, и уж тем более не было приписано ни ее помощниками ни другими церковными руководителями позже.
Что касается второго аргумента насчет того, что слова "третья личность" не были написаны с заглавной буквы в самом раннем издании книги… Как мы уже видели, в фотокопии №1, эта фраза также не написана с заглавной буквы и в оригинальном письме. Говорит ли это о том, что Елена Уайт не приписывала статус божественности Святому Духу? Если это так, то каждый должен тогда объяснить, почему, в том же самом раннем издании, личное местоимение "Он" (относящееся к Святому Духу) дважды написано с заглавной буквы всего лишь абзацем выше (671:1), а также в других местах той же самой главы.

"Три живущих личности"
В книге Евангелизм, компиляции, изданной в 1946 году, за десять лет до того, как начаться адвентистским диалогам с евангеликальскими церквями, есть такие слова:

"Есть три живущих личности небесного трио; от имени этих трех великих сил - Отца, Сына и Святого Духа - те, кто принимает Христа живущей верой, крестятся, и эти силы будут сотрудничать с послушными подданными небес в их усилиях жить новой жизнью во Христе".6

Является ли это утверждение принадлежащим самой Елене Уайт?

На фотокопии №3 вы можете увидеть титульный лист Особых свидетельств для церкви, серия B, №7 за 1906 год – это первоисточник для цитаты из книгиЕванглелизм. Особенный интерес вызывает примечание, сделанное внизу: "Опубликовано для автора". На фотокопии №4 страница, содержащая приведенное выше предложение.
Фотокопия №3. Особые свидетельства, 
Серия В., № 7 (1906), титульный лист

Фотокопия №4. Особые свидетельства,
Серия В., № 7 (1906), c. 63.
Прослеживая источник данного материала, мы находим, что он взят из Рукописи 21, за 1906 год, изначально написанной в ноябре 1905 (см. фотокопию №5). 


Фотокопия №5. Рукопись 21, 1906, с.4.

Фотокопия №6. Рукопись 21, 1906, с. 1,
показывающая рукописные заметки,
сделанные самой Еленой Уайт.


Как видите, предложение точно идентично тому, что было издано в Особых свидетельствах серии B, за исключением того, что в печатной версии после "небесное трио" стоит точка с запятой, а в рукописи стоит просто запятая. На фотокопии №6 приведена также первая страница данной рукописи, на которой видны заметки сделанные от руки самой Еленой Уайт, что явно доказывает, что она лично рассмотривала машинописный текст. Таким образом то, что издано в Евангелизме – оно точно отображает то, что было издано в Особых свидетельствах серии B, в которых, в свою очередь, точно воспроизводится рукопись Елены Уайт, рассмотренная ею самой.
На фотокопии №7 вы можете видеть страницу из личного дневника Елены Уайт, где находится оригинал неотредактированной рукописи, которая послужила в качестве первоисточника для Рукописи 21, 1906. Здесь ясно можно прочитать: "Вот живущие три личности небесного трио, в которые каждая раскаявшаяся в своих грехах душа, принимая Христа живущей верой, крестится во имя Отца, и Сына, и Святого Духа".
Фотокопия №7. Оригинал Рукописи 21, 1906.

На фотокопии №8 вы видите еще один более ранний документ Рукописи 57 за 1900 год, опубликованный в Библейском Комментарии АСД:
Фотокопия №8. Рукопись 57, 1900.
"Определенная работа стоит перед каждой душой, которая признала свою веру в Иисуса Христа крещением, и стала приемником залога от этих трех личностей - Отца, Сына и Святого Духа".7
Мы имеем также и оригинальную рукопись этого высказывания (см. Фотокопию №9). Так что, нет и не может быть никаких сомнений по поводу того, писала ли сама Елена Уайт эти слова: "от этих трех личностей - Отца и Сына и Святого Духа".

Фотокопия №9. Оригинал Рукописи 57, 1900.
То, что Елена Уайт сама использовала выражения "третья личность" или "три личности в небесном трио" явно указывает на ее веру не только в то, что есть три существа в Божестве, но и в то, что все они являются "личностями". Следующее утверждение, опубликованное в книге Евангелизм, говорит об этом недвусмысленно:
"Святой Дух – это личность, ибо Он свидетельствуют духу нашему, что мы – дети Божьи".8
Здесь, вероятно, опять спросят: а было ли это написано самой Еленой Уайт? 
Взгляните ни фотокопию №10 – это первоисточник, откуда была взята цитата, опубликованная в книге Евангелизм – Рукопись 20, с.9, 1906 год. 

Фотокопия №10. Рукопись 20, 1906, с.9.


Фотокопия №11. Рукопись 20, 1906, с. 1,
показывающая вверху личную подпись Елены Уайт:
"мною это внимательно прочитано и принято".
Помимо того, что эта рукопись имеет личную подпись Елены Уайт вверху ее первой страницы – "мною это внимательно прочитано и принято" (см. Фотокопию №11), мы имеем также сам оригинал этой рукописи. Взгляните на фотокопию №12 – здесь вы видите данное ключевое предложение, "Святой Дух – это личность, ибо Он свидетельствует духу нашему…".

Фотокопия №12. Оригинал Рукописи 20, 1906.

Но, сторонники учения о двух божественных личностях вместо трех говорят: "В данной ссылке не написано, что Святой Дух – это личность, отдельная от Бога Отца".9
Конечно! Данная ссылка говорит только о том, что Святой Дух – это личность, и все! А вот отдельная она от Отца или Сына, или нет – ни о том, ни о другом здесь ничего не сказано. Но говорила ли Елена Уайт что-нибудь относительно данного вопроса в другом месте? В Рукописи 93 за 1893 год мы читаем:
"Святой Дух является Утешителем во имя Христа. Он делает реальным присутствие Христа, оставаясь при этом отдельной личностью".10 (На фотокопии №13 вы можете увидеть рукописный оригинал данного высказывания Елены Уайт).
Фотокопия №13. Оригинал Рукописи 93, 1893.

Святой Дух – это "представитель Христа"
или Сам Христос "непосредственно"?
Позвольте для начала обратиться к странице 669 книги Желание Веков:
"Святой Дух – это представитель Христа, но лишенный человеческих свойств личности, и потому независимый. Ограниченный свойствами присущими человеку, Христос не мог присутствовать в каждом месте лично. Поэтому это было в их интересах, чтобы Он пошел к Отцу, и послал Дух, чтобы Тот стал Его преемником на земле. Никто тогда не сможет иметь хоть какое-то преимущество из-за своего более выгодного положения, чтобы лично прикасаться к Христу. Посредством Духа Спаситель тогда был бы доступным для всех. В этом смысле Он был бы ближе к ним, чем если бы Он не восшел на высоту".
Главная мысль этого абзаца – это присутствие Христа через Своего представителя – Святого Духа. В этом отрывке ясно видно личностное различие между Христом и Святым Духом, и что Христос – это не Святой Дух! Однако противники учения о трех личностях Божества указывают на первоисточник для рабочей рукописи этой главы из книги Желание Веков. Мы находим его в письме к Эдсону Уайт и его жене от 18 февраля 1895 года.11 Вот, что там написано:
"Ограниченный свойствами присущими человеку, Христос не мог присутствовать в каждом месте лично; поэтому это было в целом для их же пользы, чтобы он оставил их, пошел к своему Отцу, и послал Святой Дух, чтобы тот стал его преемником на земле. Сам Святой Дух лишен человеческих свойств личности, и поэтому независим. Он хотел представить себя как дар во всех местах посредством Своего Святого Духа, как Вездесущий".12
То, что имеет принципиальное значение для противников учения о трех личностях Божества – это то, что там, где в Желании Веков написано: "Святой Дух, является представителем Христа", в оригинальном письме написано: "Сам Cвятой Дух".
Означает ли это, что Елена Уайт, верила, будто Святой Дух и Христос – это не отдельные личности?
Мы уже рассматривали те утверждения Елены Уайт, которые доказывают ее веру в то, что есть "три личности" в Божестве, и что Святой Дух является "отдельной личностью". Теперь только обратим внимание на то, с чего начинается интересующий нас абзац в письме: "Хотя наш Господь вознесся с земли на небеса, Святой Дух был назначен как его представитель среди людей". Так что идея представительства вовсе не отсутствует в письме. Более того, после фразы "Сам Святой Дух" Елена Уайт сама объясняет значение этих слов, добавляя, что Христос "хотел представить Себя как дар во всех местах посредством Своего Святого Духа".
Как видим, присутствие Святого Духа в ее понимании – это синоним личного присутствия Иисуса, при всем том, что различия между ними, как отдельными личностями, полностью сохраняются!
Как же тогда объяснить разницу в формулировке из книги Желание Веков? 
Очень просто! Письмо 1895 года не является рабочим проектом для законченной главы из книги Желание Веков. То, что было издано в 1898 году, представляет собой отредактированный вариант, одобренный автором.13 Язык, избранный Еленой Уайт в Желании Веков помогает читателю избежать неверного толкования, которое возникает в случае, если указанное выше предложение будет оторвано от контекста того, что написано в начале рассмотренного абзаца.
Вот и все!

Ссылки и примечания:
For example, see Rachel Cory-Kuehl, The Persons of God (n.p.: Aggelia Publications, 1996), pp. 159-188.
www.creation-seventh-day-adventist-church.org/Binary/Essays/Pioneer.html (accessed 11/14/2005).
Cory-Kuehl, pp. 187, 177.
For The Desire of Ages, this process is described in Arthur L. White, Ellen G. White: The Australian Years, 1891-1900 (Hagerstown, MD: Review and Herald, 1983), chapter 32, and in greater detail in Robert W. Olson, How The Desire of Ages Was Written (Washington, DC: Ellen G. White Estate, 1979), and Fred Veltman, Full Report of the Life of Christ Research Project (n.p.: Life of Christ Research Project Review Committee, 1988).
E. G. White, Letter 8, 1896.
6 E. G. White, Evangelism (Washington, DC: Review and Herald, 1946), p. 615, from Special Testimonies, Series B, No. 7, published in 1906.
7 E. G. White, SDA Bible Commentary, vol. 6, p. 1074, emphasis supplied.
Evangelism, pp. 616, 617.
9 Cory-Kuehl, p. 177.
10 E. G. White, Manuscript 93, 1893, published in Manuscript Releases, vol. 20, pp. 323-325, emphasis supplied.
11 E. G. White, Letter 119, 1895.
12 Published in Manuscript Releases, vol. 14, p. 93.
13 Это установленный факт, что текст книги Желание Веков оставался неизменным Еленой Уайт в течение последующих 17 лет от момента первого издания книги в 1898 году вплоть до ее смерти в 1915 году (да и во все последующие годы до настоящего времени). Более того, данный отрывок был вторично опубликован в статье, которую она представила для чтений молитвенной недели, изданных в Ревью энд Геральд, 19 ноября 1908 года. Приведенные ниже копии первого издания 1898 года являются подтверждением достоверности и неизменности текста книги Желание веков:






Для скачивания фотографий перейдите по ссылке и спуститесь вниз статьи






2 комментария:

  1. У меня вопрос имеется.
    Если Дух Святой Личность, то как получилось, что Иисус Сыном Бога оказался?
    Ведь известно, что Дева Мария забеременела от Духа Святого.

    (От Матфея 1 гл.)
    18 Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго.

    ОтветитьУдалить
  2. 1- Не открываются фотокопии!
    2 - есть орфографические ошибки, и ошибки связанные с датами!
    Переправерьте пожалуйста, и залейте на сайт фотокопии

    ОтветитьУдалить